Новогодний рубеж — этот всегда волнительный момент. Минувшие 12 месяцев для музыкальной сцены стали периодом глобальных потрясений и драматичных трансформаций.
Софиты фестивальных событий зажигались по большей части в онлайн-трансляциях, танцполы по всему миру опустели, а артисты впервые за многие годы начали проводить week-end(ы) дома. Музыкальная индустрия пытается приспособиться к новым реалиям.
Переворачивая календарь, постараемся не только подвести музыкальные итоги 20 года и разобраться в водовороте событий, выбрав самые знаковые, но и попробуем заглянуть за горизонт — в день завтрашний.
Январь
Ровно год назад, в самый разгар рождественской эйфории, Netflix приступил к созданию многосерийного фильма, рассказывающего историю шведского стримингого гиганта Spotify. Главными персонажами эпоса стали соучредители Spotify — Даниэль Эк и Мартин Лоренцон. Это рассказ о том, как небольшая группа шведских инженеров трансформировала музыкальную индустрию.
Знаменитый английский лейбл Network Records, благодаря которому в Европе узнали о детройтском техно, в январе был перезапущен. Первым релизом обновлённого импринта стал сдвоенный релиз Дэррика Мэя «Innovator», содержащий классические треки «Strings of Life» и «Nude Photo».
А лондонский импринт Hyperdub в январе 2020 отметил своё 15-летие. К юбилею была выпущена компиляция «Konsolation» в формате картриджа для консоли Sega Mega Drive.
В январе британская электронная группа Massive Attack начала сотрудничество с Центром Тиндаля при Манчестерском университете. Он специализируется на исследовании климатических изменений. Коллектив хотел составить карту «углеродного следа» групп и музыкантов во время гастрольных туров. Впрочем, тогда ещё никто не знал о том, что буквально через 2 месяца выбросы углерода в атмосферу от туров и фестивалей обнулятся.
Февраль
В феврале 2020 американский продюсер и ди-джей Octo Octa, словно предчувствуя тотальный мировой локдаун, выпустила бесплатный гайд по составлению собственной домашней музыкальной студии под названием «How To Set Up A Home Studio».
В нем она рассказала о базовых составляющих домашней студии — микшер, секвенсор, драм-машина, эффекты и мониторы. Гайд также охватывает особенности различных компьютеров и интерфейсов, и объясняет, как сделать, чтобы различные части оборудования работали друг с другом.
Исландская певица Бьорк в феврале приняла участие в серии музыкальных инсталляций с использованием искусственного интеллекта от Microsoft. Действо проходило в лобби нью-йоркского отеля «Sister City». В работе под названием «Kórsafan» был использован 17-летний музыкальный архив певицы. Хоровые аранжировки сменялись в зависимости от температуры воздуха, барометрического давления, движения птиц и самолетов в небе.
Claude VonStroke отметил 15-летие своего лейбла Dirtybird Records выпуском нового альбома «Freaks & Beaks». Лонгплей вышел 21 февраля. Сразу после этого продюсер планировал отправиться в мировое турне. Однако, гастроли пришлось отложить.
Март
Американский продюсер Maceo Plex в марте объявил о слиянии трёх своих музыкальных проектов — Maceo Plex, Maetrik и Mariel Ito — в единый лайв-проект под названием М³. «M³ представляет собой многосторонний сенсорный опыт, призванный подчеркнуть уникальные аспекты каждого из трех музыкальных проявлений продюсера: техно, темный лайв-продакшн и склонные к эмбиенту IDM и электро.
А немецкий ди-джей и продюсер Борис Брейча в марте представил свой новый альбом «Space Diver», релиз которого состоялся на американском лейбле Ultra Music.
«Нам обещали большое, эмоциональное путешествие, насыщенное атмосферными звуковыми ландшафтами, в котором Брейча выступает проводником», — сообщил пресс-релиз.
Французский электронный артист Agoria выступил автором саундтреков к новому фильму французского режиссёра Оливье ван Хуфштадта под названием «Счастливчик». В музыкальное сопровождение к комедии вошли десять треков. В основе сюжета картины — история двух друзей, которым нужно выбраться из финансовых проблем.
Американский Ultra Music Festival, который по традиции должен был пройти в Майами с 20 по 22 марта, не состоялся из-за ситуации с коронавирусом. Это была одна из первых отмен, которые в дальнейшем станут новой реальностью 20-ого.
Апрель
В первые дни апреля британский ди-джей Dave Clark опубликовал у себя в твиттере и фейсбуке призыв к артистам, чьи выступления были отменены из-за коронавируса. Дэйв предложил им отказаться от гонораров, полученных в качестве предоплаты.
«Те из вас, чьи выступления были отменены, пожалуйста, верните свои гонорары промоутерам, —написал продюсер в своем воззвании. — Это поможет организаторам вернуть средства фанатам, позволит всем пережить затянувшуюся бурю».
Одновременно с этим организации Berlin Club Commision и Reclaim Club Culture выступили в поддержу закрытых берлинских клубов. Они запустили стриминговую платформу United We Stream, которая «открыла виртуальные танцполы». Посетителей вежливо попросили о донатах в обмен на «виртуальный билет в клуб».
В апреле американский продюсер Сет Трокслер выложил у себя на SoundCloud архив из 151 микса. Общая длительность всех этих записей превышает 300 часов.
Лоран Гарнье тоже решил компенсировать поклонникам отмену своих ивентов эксклюзивными записями. В поддержку всем, кто вынужден сидеть дома, ди-джей выложил несколько собственных любимых миксов.
В апреле компания Amazon приостановила все заказы на винил, компакт-диски и другие музыкальные товары, чтобы вовремя доставлять заказы товаров первой необходимости в условиях эпидемии COVID-19.
Май
В мае читатели английского журнала DJmag по традиции выбрали сто лучших клубов планеты. На первом месте третий раз подряд оказался бразильский суперклуб Green Valley. В первой десятке также находятся HÏ Ibiza и Ushuaïa, немецкие Echostage и Berghain, хорватский Papaya, сингапурский Zouk и корейский Octagon.
В те же дни увидела свет петиция артистов с обращением к мейджор-лейблам.
С просьбой отменить авторские отчисления за музыку, которую артисты играют онлайн в период карантина. «Позвольте нам стримить сеты и лайвы без отключения звука в треках хотя бы на время разгула COVID-19. Ди-джеи остались без работы и возможности выступать. Наша последняя альтернатива — выходить в эфир онлайн», — говорилось в тексте обращения.
15 мая Moby выпустил альбом All Visible Objects. Пластинка должна была увидеть свет еще в начале марта, однако дата релиза была перенесена.
Последний месяц весны был богат на новости, напоминающие сводки с фронта. Так, в мае было объявле, что продажи альбомов в США достигли 60-летнего минимума в результате пандемии коронавируса. Упали продажи как физических релизов, так и цифровых. Давление кризиса ощутил даже стриминг.
Июнь
В первые дни лета в немецком городе Шютторф прошел «автомобильный» рейв под открытым небом. Его организовал не работающий из-за пандемии ночной клуб Index. Побывать на Party можно было только находясь в салоне автомобиля.
В июне власти Берлина выделили дополнительные гранты на общую сумму в 30 миллионов евро, чтобы поддержать ночные клубы, музеи и другие объекты культуры. Кроме того, объединение берлинских клубов United We Stream самостоятельно собрало пожертвований на 370 000 евро. Эти деньги были потрачены на зарплаты сотрудникам ночных заведений, которые не получали государственной поддержки.
Бренд Technics в июне отметил юбилей. По этому поводу компания представила лимитированную версию знаменитого проигрывателя с индексом SL-1210GAE. «Вертушка» стала полностью чёрной — включая тонарм, элементы управления и лампу подсветки. В правом нижнем углу расположена планка с уникальным номером. В Technics заявляют, что 1210GAE собираются вручную и балансируются на заводе в Японии.