Июль
Середина лета, в предыдущие годы богатая на фестивали и Open Air(ы), в 2020-м году преподнесла новый тренд. Так, жителям Туманного Альбиона надоело сидеть дома, и они массово ринулись на нелегальные вечеринки. Журналисты уже назвали 2020-й новым «летом рейвов». По их подсчетам каждые выходные в стране проходило порядка 40 подпольных вечеринок. Лидером движения стал Манчестер, в окрестностях которого полиция разогнала несколько лесных ивентов общей численностью 6 000 человек.
В те же дни заработал маркетплейс по перепродаже лицензий на плагины и музыкальное ПО. Knobcloud — это торговая площадка, где можно «с рук» покупать или продавать виртуальные синтезаторы, плагины, библиотеки и музыкальные программы.
И в последние дни июля вышел документальный фильм о Burning Man «Art on Fire». Создатели картины говорят: «Мы пытались пролить свет на то, как делается наше событие. Пытались показать, как фестиваль меняет жизнь тысяч людей по всему миру. Мы глубоко убеждены, что Burning Man — новый вид искусства, зажигающий в людях огонь любви к жизни».
Август
В самом начале августа в Италии, ещё недавно бывшей одним из крупнейших очагов пандемии, наконец разрешили концерты с ограничением 200 человек в помещении и 1000 человек под открытым небом. Посетителей обязали сидеть, носить маски и соблюдать дистанцию в 1 метр. А в Германии единичные клубы работали как биргартены — играет музыка, подаются еда и напитки, но гости обязаны сидеть и не могут танцевать.
Известный журнал Mixmag, выпускающийся с первой половины 80-х, в августе объявил, что печатная версия издания не будет выходить до тех пор, пока во всем мире снова не откроются клубы, и людям не перестанет угрожать коронавирус. Это довольно серьезный удар для сцены, культуры и людей, которые по-прежнему любят держать в руках вещи и листать страницы. Немного утешает, что в электронные номера Mixmag будут выходить по-прежнему.
Другое важное издание — Resident Advisor — выпустило обращение к аудитории, в котором говорится, что редакции необходима помощь. Поддержать сайт можно платной подпиской. Очевидно, что в наше непростое время пожертвования и поддержка нужны не только музыкантам, но и компаниям, тематическим изданиям и журналистам.
Для итоговой компиляции 2020 мы использовали лучшее из коллекций DJs Сухова, Полины и Вайпера. Вы слушаете GARAGE.
Сентябрь
В сентябре в Нидерландах начали проводить сидячие вечеринки — в том числе клубные. Например, 24-часовое офлайн-мероприятие состоялось в отеле Sir Adam. Купившие билеты жили в номерах с телевизором и саундсистемой, куда транслировались сеты с концертной площадки A'DAM The Loft.
В США — одной из самых пострадавших от COVID-2019 стране — концертные площадки и клубы с началом осени остались закрыты. Однако, во многих штатах популярность приобрели мероприятия в формате drive-in. Они затрагивают спектр жанров от кантри до EDM.
В сентябре берлинский Tresor столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, которые угрожали обернуться закрытием заведения. В связи с этим клуб запустил кампанию по сбору средств. К радости меломанов, необходимые 100 000 евро собрали за несколько дней.
В конце сентбря BBC Radio 5 Live и BBC Sounds выпустили 12-серийный подкаст под названием «Ecstasy: The Battle Of Rave». Радиоспектакль поставил Крис Уорбертон, сценарий к нему написал драматург Дэнни Броклхерстом, — лауреат премии BAFTA (Британский аналог «Оскара»). Радио-сериал глубоко погружает аудиторию в период зарождения рейв-традиций в Британии и сопутствовавших тому периоду экспериментов с музыкой и сознанием.
Октябрь
В первые дни октября из Германии пришла новость, которую можно назвать эпохальной. Федеральный суд окончательно признал техно музыкой, а ди-джеев — музыкантами. «Ди-джеи не только проигрывают звуковые носители, они создают уникальную музыкальную палитру с собственным характером», — определили судьи. Если отбросить лирику, то это решение имеет вполне материальные последствия. Теперь немецкие клубы должны платить только 7% налога с продажи билетов вместо прежних 19%.
Вопрос денег волнует и продюсеров. В октябре в мире стремительно набрало обороты движение Justice At Spotify. Исполнители и авторы не согласны с размерами отчислений. «Чтобы платформа заплатила музыканту хотя бы 1 доллар, песню должны послушать 263 раза. Чтобы купить чашку кофе, трек артиста должны прослушают 786 раз».
23 октября на лейбле BMG состоялся релиз нового альбома Faithless «All Blessed». В нём 12 композиций, записанных участниками группы совместно с Gaika, Suli Breaks и Натаном Боллом. О своей работе музыканты пишут так: «В этом беспокойном и всё более жестоком мире мы пытались транслировать вечный манифест Faithless: будь сознательным, заботливым и люби себя».
Ноябрь
Fatboy Slim выпустил микс для серии «Back To Mine». Это одна из самых знаменитых и уважаемых меломанами компиляций, ее эпизоды выходят еще с конца 90-х. Серия «Back To Mine» всегда была про развитие. Это рассказ о формировании музыкального вкуса автора, про музыку «скорее для головы, нежели для ног».
А Depeche Mode в ноябре были приняты в Зал славы рок-н-ролла.
В те же дни одна из ведущих платформ для отслеживания музыкальных прямых трансляций и продажи билетов на них — Bandsintown — опубликовала статистику последних месяцев. Согласно ей, как минимум 40 недель количество платных стримов растёт. В частности, c 25 марта 16 000 исполнителей провели больше 50 000 трансляций.
В конце ноября организаторы Tomorrowland выпустили 18-минутый документальный фильм «Never Stop The Music – The Creation of Tomorrowland Around The World». Он рассказывает о создании виртуального фестиваля этого года.
В фильме показан высокотехнологичный процесс, позволивший превратить один из самых крупных электронных фестивалей Европы в онлайн-мероприятие. Виртуальный Tomorrowland посмотрело больше 1 миллиона зрителей.
Декабрь
Британская поп-звезда Робби Уильямс сообщил о своих планах открыть в Берлине мультифункциональный ночной клуб и арт-галерею. А техно-гуру Jeff Mills, в свою очередь, увлекся электронным джазом: вместе с Жаном-Фи Дари из Франции он образовал новый проект под названием The Paradox. В Великобритании ограниченным тиражом вышла фотокнига «Ibiza ‘89», в которой запечатлен дух Ибицы конца 80-х — это время считается золотой эрой Белого острова. Всего более 100 фотографий ибицианского гедонизма.
Но конец 2020 года вряд ли можно назвать золотой эрой. И гедонизм тоже давно улетучился. Музыка переживает самое сильное потрясение со времен Второй мировой. К осени 2021-го, по предварительным прогнозам, этот рынок может потерять почти половину.
Какой из секторов индустрии пострадает больше всего? Очевидно, концерты и гастролирующие артисты. Также под ударом PR, менеджмент, инсталляторы и прочий персонал.
Изменения, произошедшие в 20-м, настолько масштабны и драматичны, что не покидает ощущение, как будто перед нами разворачивается лихо закрученный сюжет сериала. Вероятно, в Году Новом мы имеем все шансы стать свидетелями ещё более глобальных событий.